|
|
 |
Беспроводной Web: некоторые интересные штрихи |

Беспроводной доступ к Internet в настоящее время -- бесспорно, одна из наиболее
обсуждаемых тем. Сегодня технологии такого доступа стали вещью практически само
собой разумеющейся, хотя еще пару лет назад о них даже мало кто слышал. Более
того, уже начинают звучать предположения о том, что в течение трех-четырех лет
мобильный телефон вообще будет основным средством работы в Internet.
Но, оказывается, не все здесь так просто и радужно, как может показаться на первый
взгляд. Ниже сделана попытка обобщить некоторые интересные результаты рыночных
исследований, так или иначе связанные с перспективами рынка мобильного Internet.
О каких-то вероятных спадах, замедлении темпов развития и т. п. речь, конечно
же, не идет -- услуги беспроводного Web-доступа на сегодняшний день являются,
если можно так выразиться, потенциально наиболее популярными среди пользователей
сотовых аппаратов. Например, по результатам опроса, проведенного фирмой Cahners
In-Stat Group, в течение ближайшего года подключиться к службам беспроводного
доступа к Web собираются 22% владельцев мобильных телефонов, использующих их в
бизнес-целях, -- это гораздо больше, чем для служб других типов (таких, как голосовая
почта, SMS, переадресация вызова и др.). Однако в процессе продвижения новых технологий
производителям и поставщикам услуг придется учитывать множество нюансов.
Прежде всего, есть мнение, что давать обобщенную оценку перспектив всего мирового
рынка услуг беспроводного доступа к Internet было бы неправильно, многое зависит
от конкретной страны. И дело тут не только в развитости соответствующей инфраструктуры
и возможностях населения -- как считают специалисты все той же Cahners, даже в
передовых в экономическом и технологическом отношении странах картина может складываться
по-разному вследствие воздействия различных факторов. Среди основных называется
степень распространенности других технологий, в том числе и проводных. Иными словами,
не исключается даже в каком-то смысле парадоксальная ситуация: хорошо развитая
проводная инфраструктура Internet может стать заметным препятствием на пути широкого
внедрения беспроводных служб.
Другой немаловажный момент: как считает ряд экспертов, доступные на данный момент
WAP-узлы не вполне соответствуют нуждам пользователей. По крайней мере, такой
вывод сделала в своем недавнем отчете другая известная аналитическая фирма --
Forrester Research.
Специалисты Forrester утверждают, что разработчики WAP-узлов делают большую ошибку,
пытаясь в полном объеме "впихнуть" в них содержимое обычных версий Web-сайтов.
Вместо этого Forrester предлагает опираться на концепцию, которую она называла
Microdesign. Основывается эта концепция на трех принципах.
Первый принцип -- максимальная простота и прозрачность системы навигации: пользователь
должен иметь возможность буквально с одного взгляда понять структуру WAP-узла.
Второй -- краткость подачи; в частности, информационное наполнение WAP-узлов необходимо
оптимизировать под маленькие дисплеи сотовых телефонов. Наконец, третий принцип
-- тесная интеграция с другими каналами, такими, как Web и iDTV. Под ней прежде
всего подразумевается то, что техника доступа к разным версиям одного и того же
узла не должна серьезно отличаться, -- скажем, все версии обязаны обеспечивать
приблизительно эквивалентную персонализацию информации, доступ по одним и тем
же именам пользователей и паролям и т. д.
Наконец, интересно посмотреть, для каких целей в основном применяются в настоящее
время беспроводные Web-узлы. Ответ на этот вопрос дает исследование, проведенное
осенью еще одной известной аналитической фирмой -- Zona Research.
По ее данным, 53% узлов содержат разнообразную маркетинговую информацию, такую,
как список предлагаемых той или иной компанией продуктов и услуг, ее координаты
и т. п. Иными словами, более половины беспроводного Web-пространства сегодня,
по сути, представляет собой своего рода бизнес-справочник.
Далее, 26% узлов обеспечивают доступ к электронной почте, а также к службам оформления
различных заказов. 14% узлов квалифицируются Zona Research как порталы, причем
здесь аналитики фирмы в каком-то смысле выразили согласие с выводами Forrester,
подчеркнув, что эти узлы не отличаются особой дружественностью по отношению к
пользователям. Еще 14% узлов реализуют услуги мобильной коммерции и 8% -- финансовые
службы. Обратим внимание, что "в сумме" получается более 100%, т. е.
какая-то часть беспроводных Web-узлов одновременно поддерживает несколько разных
функций.
Итак, что же можно сказать в завершение? С одной стороны, многие несовершенства
налицо, и работа производителям и провайдерам предстоит еще очень серьезная. Но
с другой -- тот факт, что технологии беспроводного Web-доступа в довольно короткий
срок сумели завоевать значительную популярность, весьма красноречиво говорит об
их потенциале.
Алексей
Ковалев
ITC Online
|