|
|||||||||
Автор: Дмитрий Кирсанов Не знаю, подтвердит ли статистика мою догадку, - но я уверен, что никак не меньше половины всех графических файлов на WWW представляют собой всевозможные надписи, подписи, заголовки, текстовые логотипы и тому подобные шрифтовые композиции. Вполне естественно, что WEB-дизайнерам приходится прибегать к графике всегда, когда нужно, чтобы текст выглядел хоть сколько-нибудь необычно (крайний случай - узел http://www.hd.ru/, где весь текст оформлен в виде gif-файлов). Как известно, html, хоть и является языком разметки текста, не слишком богат текстовыми эффектами. Однако его возможности в этой области не стоит и недооценивать. В этой статье я попытался дать обзор текстовых инструментов html и привести некоторые рекомендации по их эффективному и выразительному применению. К счастью, не так уж редко встречаются в WWW страницы, демонстрирующие изобретательность и творческий подход в использовании таких простейших средств, как изменение кегля шрифта, цвета символов и т. п. Конечно, я не стану пытаться уговорить вас выбросить все ваши графические файлы и заменить их текстом. Однако применение текстовых эффектов HTML вместо графических файлов выгодно по многим причинам. Во-первых, при этом большая часть текста страницы попадает в поле зрения роботов, составляющих индексы WWW (таких, как ALTA VISTA); во-вторых, чем меньше на странице графики, тем быстрее она загружается из сети. Но и кроме этих практических преимуществ, "текстовый" дизайн обладает тем редким очарованием, которое свойственно всем произведениям искусства, созданным с помощью крайне ограниченного набора средств. (Кстати, именно это очарование, по-видимому, и объясняет неуменьшающуюся популярность ASCII-графики, единственным материалом для которой служит стандартный набор ASCII-символов.) Цвет и кегль Цвет символов текста и кегль шрифта, которым этот текст выводится, задаются
с помощью атрибутов Однако не надейтесь, что вам удастся обмануть судьбу и задействовать для своего
текста на 256-цветном мониторе все 256 цветов без диффузии. Оказывается, броузер
при этом попросту заменяет большинство цветов на другие, хотя и достаточно близкие
к исходным, цвета. Причем - что самое интересное - ни малейшей закономерности,
позволяющей предсказать, какой именно цвет будет заменен на какой, мне найти не
удалось. NETSCAPE NAVIGATOR делит весь диапазон серых тонов на совершенно загадочное
число (а именно - девять) неравных по величине промежутков, внутри которых все
цвета приводятся к одному знаменателю. Ни величины этих промежутков, ни цвета
ячеек в них не укладываются ни в какую разумную прогрессию (в частности, один
из этих цветов представляет собой даже не оттенок серого, а скорее бледно-желтый
- Кегль шрифта, устанавливаемый атрибутом Одна из самых часто встречающихся ошибок дизайна - это неумеренное использование крупных кеглей для текстовых надписей. Начинающим WEB-авторам нередко кажется, что крупный шрифт, да еще и усиленный полужирным или курсивным начертанием (а иногда даже и тем и другим вместе! Просто волосы дыбом встают) - это единственное, что способно привлечь внимание к их тексту. Помните, что текст, набранный кеглем выше обычного, чаще всего производит впечатление вульгарности и непрофессионализма. И наоборот, текст пониженного кегля (если этого текста, конечно, не слишком много и если он умело подан) нередко кажется особенно плотно насыщенным информацией и располагает к вдумчивому прочтению. Гарнитура шрифта До недавнего времени HTML предоставлял на выбор только два типа шрифтов: пропорциональный
(которому по умолчанию соответствует шрифт TIMES, в WINDOWS именуемый TIMES NEW
ROMAN) и моноширинный (шрифт COURIER, в WINDOWS - COURIER NEW). Для выбора моноширинного
шрифта чаще всего используется тег По иронии судьбы моноширинный шрифт, который создателями HTML предназначался для оформления фрагментов программ, имен переменных и тому подобных скучных вещей, привлек своей необычностью многих дизайнеров, которые стали использовать его для особого стиля заголовков, а иногда даже в качестве основы всего интерфейса узла. Если вы собираетесь заимствовать этот прием, вот вам два совета: во-первых, светлый COURIER имеет слишком тонкие штрихи, поэтому лучше пользоваться полужирным начертанием; и во-вторых, постарайтесь не особо увлекаться и ни в коем случае не набирайте моноширинным шрифтом основной текст ваших страниц. Кстати, этот шрифт, все символы в котором имеют одинаковую ширину, позволяет реализовать интересные эффекты с помощью некоего подобия ASCII-графики (пример - заглавная страница узла http://www.absolutvodka.com/). С тех пор как NETSCAPE NAVIGATOR в версии 3.0 реализовал поддержку атрибута
Рубленый шрифт принадлежит к самым базовым и употребимым типам шрифтов, и возможность
использовать его на WEB-страницах стала важным пополнением инструментария дизайнера.
Но на этом выгоды, приносимые атрибутом <FONT FACE="GARAMOND">
При этом, если на компьютере пользователя есть шрифт под названием "GARAMOND", текст будет выводиться им; если же нет - будет использоваться пропорциональный шрифт по умолчанию. В области действия тега <FONT FACE="COURIER NEW, COURIER">
Нестандартные шрифты еще больше осложняют использование (и без того не слишком
изящного) механизма выбора кегля шрифта, о котором мы говорили выше. Не надейтесь,
что, установив одно и то же значение атрибута Фоновый цвет ...Да, конечно, я имею в виду фоновый цвет для отдельных символов текста, а
не для всего документа. Что вы говорите?! Вы не знаете, как это делается? Но ведь
это так просто! Достаточно поместить один или несколько символов в ячейку таблицы
без обрамления и установить нужный цвет с помощью атрибута На самом деле так можно реализовать нечто большее, чем просто фоновый цвет символа, - ведь клетка таблицы может иметь любую величину, а текст в ней может быть отбит к любому краю как по горизонтали, так и по вертикали (более того, текста может не быть вообще). В клетку таблицы с фоновым цветом можно также поместить изображение; если сделать фоновый цвет GIF-файла с этим изображением прозрачным, то тем самым можно добиться эффекта увеличения видимых размеров картинки за счет "полей" любой величины - при этом, как вы понимаете, ни на бит не увеличивая размер файла с изображением. Одним словом, возможность задавать цвет фона для ячеек таблицы, впервые введенная в броузере Internet EXPLORER, - ценный инструмент WEB-дизайнера, позволяющий создавать интересные композиции для заголовков, подписей к рисункам, врезок, буквиц и т. п. К сожалению, NETSCAPE NAVIGATOR реализует эту возможность только начиная с версии 3.0. А еще одно ценное нововведение Internet EXPLORER - фоновые изображения, которыми можно заполнять фон отдельных ячеек таблицы, - NETSCAPE не поддерживает до сих пор. К вопросу о подмигивании В заключение нашего обзора остается упомянуть пару стандартных начертаний,
доступных для всех шрифтов, а именно полужирное и курсивное, - употребление
которых, собственно говоря, относится больше к области стилистики (а не дизайна)
и потому выходит за рамки настоящей статьи. Другие текстовые эффекты, а именно
подчеркивание и Стоит сказать пару слов и о печально знаменитом теге Автор: Дмитрий Кирсанов
|
|||||||||
![]() |
![]() |