|
|||||||||||||
Автор: Александр
Бабков В последнее время Internet-технологии все больше интегрируются с другими компьютерными областями. Наиболее привлекательной и перспективной считается область слияния Internet с 3D-графикой. Возможно, что через несколько лет эра векторной графики закончится, а на смену ей придет эра объемного Internet. Но это пока фантастика недалекого будущего. До сих пор идет война стандартов для 3D-Internet между Viewpoint, Pulse3D, Macromedia и Cycore. Впрочем, пусть эта война продолжается, ведь деньги — двигатель прогресса. В этой статье мы рассмотрим другую проблему: как привнести немного 3D в «плоские страницы». Прежде всего хочу сказать, что при создании виртуального помощника мы не будем использовать ни Macromedia Flash, ни какую-нибудь другую технологию, для которой потребуется установка дополнительных модулей. Помощник будет сделан полностью в 3D и будет выглядеть либо как маленькая ожившая игрушка, либо как реальный объект. Все дело в качестве детализации и выборе персонажа. Для этого создадим анимацию, а затем преобразуем ее в gif. Из программного обеспечения понадобятся всего два пакета. Для создания модели помощника подойдет любой 3D-редактор, который работает с полигонами (3D MAX), Nurbs-кривыми (MAYA) или b-сплайнами (Animation Master). Настоятельно рекомендую не использовать 3D-редактор, работающий с примитивами (Bryce 4). Используя примитивы, вы никогда не создадите приемлемого помощника. Представьте себе, как будет выглядеть персонаж, который сделан из кубов и шаров? А проблемы при анимировании? Лично я выбрал Animation Master Millenium версии 8.5h. В принципе, Animation Master идеально приспособлен для подобной работы. Легкий и понятный интерфейс, высокая скорость работы с небольшими моделями, скромные системные требования — вот далеко не полный список преимуществ АМ. Для перекодировки и правки видео-файла подойдет Gif Animator 4.0 от компании Ulead. Более удобную и полезную программу для наших целей сложно отыскать. Теперь перейдем к расчету разрешения помощника. Оптимальный размер анимированного gif-изображения составляет 10-15 кБ. Gif большего размера, при учете качества отечественных телефонных линий и стабильности работы неадаптированных модемов, будет долго загружаться. Я предлагаю три наиболее приемлемых варианта по критерию «размер\разрешение», при палитре в 32 цвета (см. таблицу). Приведенные здесь виды помощника сделаны при разрешении 75х75.
При моделировании, как довольно сложной части создания помощника, следует учесть множество различных факторов. Будет лучше, если вначале будет готов эскиз модели на бумаге, а уж затем в 3D-модели. Такой подход значительно экономит время. Но при определенном навыке можно сразу создавать модель без эскизов. Также продумайте примерное содержание состояний помощника. Зная, для каких движений и действий готовится модель, вы сможете сразу правильно подключить кости к различным частям. В результате отпадает надобность каждый раз при создании новой сцены переподключать кости к модели. Помощник должен быть максимально приближен к тематике web-сайта. После появления на вашем сайте он станет своеобразной визитной карточкой, которая должна вызывать ассоциации, понятные всем, а не только 3D-дизайнеру, сделавшему помощника. В противном случае эффективность подобного метода будет равна нулю. К примеру, если вставить сцену вышагивающего милитаризованного помощника с винтовкой в руках на страничке сайта с военной тематикой, то все поймут, что, нажав сюда, они попадут в раздел по легкому ручному вооружению, но если то же состояние помощника поместить на страницах электронной библиотеки или виртуального магазина, это вызовет как минимум недоумение. Если вы уже продумали примерные состояния и общий вид помощника, то можно приступать к моделированию. У человека, знакомого с азами 3D-графики, процесс создания несложной модели займет не более одной недели. У абсолютно начинающих моделирование займет от 2 до 4 недель. Но не стоит пугаться. В конце концов вы поймете, что 3D-моделирование – это процесс сродни рисованию, только гораздо более автоматизированный и не требующий художественных навыков. Свою первую сложную модель я делал в общей сложности три месяца, а сейчас гораздо более трудоемкие модели делаю всего за 7-8 рабочих дней. Модели вроде этого помощника-молотка можно сделать всего за один рабочий день при наличии эскизов. Запомнив три основных правила моделирования помощника, вы сможете избежать ошибок и разочарований. Первое правило — не делайте небольших надписей, а также маленьких проекционных карт и мелких деталей на теле помощника. Такой подход занимает много времени, и в лучшем случае подобные детали просто незаметны или отображаются в виде неясных пятен, а в худшем — портят общий вид модели. Вспомним хотя бы спрайты военной техники из игры «Противостояние III». Техника в игре выглядит просто отлично и кажется очень детализированной, а просмотрев видеоролики, испытываешь легкое разочарование от слишком угловатых форм и малой детализации. А ведь модели использовались явно одни и те же. В нашем случае ситуация точно такая же. Второе правило — в процессе моделирования лучше сначала сделать общий каркас модели, а уж затем цеплять на этот каркас элементы мимики и другие атрибуты личности помощника. Иначе можно столкнуться с проблемой подгонки различных частей между собой и буквально натягивать один элемент на другой. Реальность персонажа в данном случае может намного уменьшиться. Наконец, последнее и самое главное правило. Мимика помощника должна быть максимально реалистична и многогранна. Тогда при анимировании вы не столкнетесь с проблемой воссоздания задуманной гримасы помощника. Если вы не делаете помощника для сайта похоронных услуг, то небольшая доля юмора никогда никому не мешала. Помощники с юморком всегда смотрятся гораздо приятнее и реалистичнее.
Теперь перейдем к самой сложной части создания
помощника, а именно к анимации состояний. При выборе количества состояний не руководствуйтесь
принципом «для каждой страницы свое состояние». Это долго, дорого, а главное,
в конце концов начинает надоедать посетителям. Лучше воспользуйтесь принципом
«один раздел — одно состояние», и не забудьте про такие общедоступные
состояния, как «помощь», «информация», «добро пожаловать» и т.д. Обычно для сайта
среднего размера достаточно десяти состояний помощника. Стандартная длина роликов
равняется трем-четырем секундам при частоте 6 кадров в секунду. Такой длины роликов
вполне хватает для несложных движений. Многие, недоумевая по поводу того, какие
действия может сделать персонаж за такое время, начинают снимать настоящие короткометражные
фильмы. А когда дело доходит до правки и перекодировки анимации, то получаются
gif размером по 40-50 килобайт. Если вы получили такой же результат, значит, вы
еще не до конца уяснили себе основной принцип подобной анимации. Поэтому тщательно
пересмотрите сделанную вами анимацию и постарайтесь вырезать все ненужные движения
и действия. А лучше заново отснимите это состояние, только вначале мысленно поставьте
себя на место помощника и задайтесь вопросом «Какие бы я сделал на его месте движения
для выражения нужных ассоциаций?». Учитывая малую частоту кадров, появляется вполне резонный вопрос о проблеме создания резких и быстрых движений в анимации. К таким действиям относится моргание, метание чего-нибудь и т.п. Действительно, для подобных действий в нормальной анимации требуется частота кадров не менее 30 в секунду. Для нас такая частота кадров неприемлема из-за ограниченности размеров ролика. Благодаря Ulead Gif Animator подобную проблему можно с успехом обойти. Дело в том, что в этом пакете существует возможность управления скоростью прорисовки для каждого кадра. Поэтому можно поставить для одного кадра скорость прорисовки 50 раз в секунду, а для другого 1 раз в секунду. Это чрезвычайно помогает в том случае, когда требуется неравномерная скорость прорисовки. К примеру, чтобы сделать персонажу эффект моргания, понадобится всего два кадра. Один кадр — глаза открыты, другой — глаза закрыты. Установив частоту прорисовки для первого кадра в меню Delay равной 100, а для второго 2, вы получите практически готовый gif. При анимации в 3D на такое могло уйти до 5 кадров. Применяя подобный метод, вы сможете, как минимум, на 20-30% уменьшить длину ролика. Интересными эффектами для помощника будут возможности
прозрачного заднего фона, toon render и замкнутых gif. Замкнутые gif (их еще называют
«вечными») физически имеют начало и конец, но если смотреть на них, то они кажутся
бесконечными. Вопреки устоявшемуся мнению, прозрачность в анимации сделать очень легко. Эффект прозрачности достигается путем замены одного выбранного цвета на прорисовку того, что на данный момент закрыто gif-анимацией на вашей странице. Для начала выберите в уже готовой сцене какой-нибудь однотонный цвет фона. Лучше, если этими цветами будет либо черный, либо белый. Дело в том, что при выборе убираемого цвета в Gif Animator он выдает сразу весь набор палитры, которая использовалась в ролике. Поэтому иногда довольно сложно выбрать из кучи оттенков тот, который нужен. А черный и белый цвета видны сразу. Также не забудьте, что цвет, который использовался для фона, уже нельзя будет применять в этой сцене, иначе на помощнике могут появиться прозрачные области. Эффект toon render – это рендеринг только очертаний объектов при помощи линий.
В появившемся подменю Toon lines можно управлять толщиной, расцветкой и качеством прорисовки линий. Если у вас будет свободное время, попробуйте поэкспериментировать с совмещением между собой эффектов, описанных выше. Получаются очень интересные результаты. Зная немного Dynamic Html, можно сделать так, чтобы помощник в буквальном смысле слова ходил по страничкам вашего сайта. Для этого сделайте замкнутую gif с шагающим помощником и используйте возможности dhtml. Как видите, уважаемый читатель, сделать такого помощника довольно легко. К сожалению, сайтов с их использованием почти нет. Мода на них пока только начинается. Вживую можно посмотреть большое количество анимированных состояний на нашем сайте. Сходите еще на BeeOnLine, там есть пчелка-помощник — рисованная, но как пример использования подобной технологии вполне подходит. Успехов вам в 3D! Автор: Александр
Бабков
|
|||||||||||||
![]() |
![]() |