|
|||||||||
Автор: Сергей Коломиец Свою историю унифицированный язык объектно-ориентированного моделирования
ведет с конца 80х – начала 90х годов. Собственно создание UML началось в 1994
году. В это время Грэйди Буч (Grady Booch) и Джеймс Рэмбо (James Rambaugh) начали
объединять несколько методов объектно-ориентированного моделирования в фирме Rational
Software. И уже в 1995 году была представлена спецификация метода, названного
Unified Method. Первая версия UML была принята консорциумом OMG (Object Management
Group) в январе 1997 года. Утвержденная же в сентябре версия UML 1.1 была принята
на вооружение основными компаниями – производителями программного обеспечения,
такими, как Microsoft, IBM, Hewlett-Packard и производителями CASE-средств, которые
реализовали поддержку UML в своих программных продуктах (Paradigm Plus, Microsoft
Visual Modeler for Visual Basic, Delphi и др.) Авторы и разработчики UML представляют его как язык для определения,
представления, проектирования и документирования программных систем, бизнес-систем
и других систем различной природы. UML определяет нотацию и метамодель. Нотация
представляет собой совокупность графических объектов, которые используются в моделях;
она является синтаксисом языка моделирования. Универсальный язык объектного моделирования UML не зависит от языков программирования и, вследствие этого, может поддерживать любой объектно-ориентированный язык программирования. Он является открытым и позволяет расширять ядро. * * * Визуальные модели широко используются в существующих технологиях
управления проектированием систем, сложность, масштабы и функциональность которых
постоянно возрастают. В практике эксплуатации программных информационных систем
постоянно приходится решать такие задачи как перераспределение вычислений и данных,
обеспечение проведения параллельных вычислений, репликация баз данных, обеспечение
безопасности доступа к информационным системам, оптимизация балансировки нагрузки
систем, устойчивость к сбоям и многое другое. Языки и методы моделирования состоят, как правило, из следующих составных частей:
Первый компонент – это элементы модели, второй – нотация и третий
– принципы использования. Одной из важных проблем, решаемых при применении визуальных методов
моделирования, является все возрастающая сложность систем и проектов. Наступает
момент, когда становится невозможным представить всю систему в целом, появляется
отрывочность знаний о системе, и происходит потеря управления. Второе значительное достоинство – упрощение общения заказчика и
разработчика. Это связано как с повышенной наглядностью модели, так и с ее гибкостью
и динамичностью. * * * Декомпозиция систем
В первом случае система представляется в виде блок-схем, где узлы
– это функции, а связи между ними изображают движение данных. При объектной, или
компонентной декомпозиции в системе выделяются объекты, взаимодействующие между
собой по принципу «клиент-сервер». Вот в этом случае и применяется UML для моделирования
систем. * * * Диаграммы в UML
Диаграммы использования описывают функциональность системы. Это
изображается в виде так называемых случаев использования (use case), которые определяют
взаимодействие пользователя с системой. Они рисуются в виде овалов. * * * Методы проектирования с использованием
UML * * * Что можно порекомендовать из литературы? Есть русский перевод книги Fowler,
M. and Scott, K. UML Distilled: Applying the Standard Object Modeling Language
(1997) Addison-Wesley. Автор: Сергей Коломиец |
|||||||||
![]() |
![]() |