Web Creation - еженедельный сетевой журнал для вебмастеров

   
Продвижение Web-сайта

Автор: Николай Барышников

Internet уже давно не просто компьютерная сеть, соединяющая воедино сотни тысяч компьютеров, а целая вселенная, живущая полноценной жизнью. У этой вселенной есть свои писаные и неписаные законы и правила, требующие обязательного исполнения. Тот, кто ориентируется в этих законах, умеет "вертеться" в кибернетическом мире, достигает определенных высот.


Сегодня хотелось бы поговорить об одном из основополагающих законов Сети - о таком важном понятии, как сетевой маркетинг. Только не подумайте, что речь пойдет о ненавистном "гербалайфе" (именно так, с маленькой буквы) или сотнях мошеннических организаций, пользующихся сходными принципами. Совсем нет, мы поговорим о том, как организовать свое пребывание в Internet, чтобы оно приносило не только радость, но даже и деньги.

Зарабатывать деньги в сети можно по-разному, однако чаще всего эту цель можно достичь, создав необычный Web-сервер, и совершенно неважно, в чем его специфика и какие услуги вы собираетесь предоставить посетителям вашего "закутка кибернетического мира". Чтобы получать доход от любого предприятия (реального или виртуального), его в первую очередь нужно "раскрутить" и разрекламировать, ибо количество клиентов прямо пропорционально известности той или иной фирмы. Промоушн Web-сайта - довольно хлопотное дело, которое может отнять очень много времени, и далеко не всегда приносит желаемые результаты. Разумеется, стопроцентно правильных решений не бывает, и никто не может быть уверен, что его активность или, наоборот, бездействие приведет к положительным итогам. Однако продвижение Web-странички или сервера, как и любое другое дело, можно автоматизировать. И для этого существует целый набор программ, краткий обзор которых мы и предлагаем вашему вниманию.

Маркетинг в Internet

Прежде чем приступать к конкретным программным реализациям, обсудим несколько доминирующих теоретических постулатов. Не стоит относиться к ним как к безусловным аксиомам, тем не менее они содержат крупицы мудрости и наверняка окажутся полезными. Итак, чтобы "раскрутить" сервер, вам нужно придерживаться всего двух условий.

Во-первых, вы должны привлечь внимание пользователей Internet. Это не очень простая задача, тем более что сходной проблемой озадачены и сотни тысяч других людей, пусть даже большинство и не являются вашими прямыми конкурентами.

Во-вторых, завладев вниманием пользователя, вам нужно побудить его к действию. Разумеется, ему придется пройти долгий путь, прежде чем он созреет для приобретения какого-либо товара или услуги. Вы должны постоянно "подталкивать" посетителя, заставлять его "шагать" в направлении, которое выгодно вам.

Возможно, вышеизложенные аксиомы Internet-маркетинга звучат слишком просто, но, как известно, сложности всегда прикрываются ширмой простоты. Однако давайте перейдем к первому постулату и попытаемся привлечь пользователей на наш недавно созданный сервер. В первую очередь нам нужно во всеуслышание заявить о рождении и оповестить об этом как можно большее количество людей. Именно для таких целей и служат средства массовой информации, почему бы не обратиться к ним? Тем более, что существует специальная программа по рассылке пресс-релизов.

JOC Press Release

JOC Press Release 1.00 - маленькая, условно-бесплатная, но очень полезная программка, написанная энтузиастом по имени Jose Olive Civit. Как уже было сказано, это не обычный почтовый робот, который может рассылать десятки тысяч e-mail по разнообразным адресам, а специализированный клиент, работающий именно со средствами массовой информации: газетами, журналами, радиостанциями, телевизионными студиями. Программа JOC Press Release выгодно отличается от подобных продуктов тем, что уже содержит огромную базу (около 5,5 тыс. позиций) данных по средствам массовой информации США.


Программа JOC Press Release. Настройка контактных данных.

Кроме того, этот список можно пополнять и вручную. Программа очень проста в использовании: вам надлежит указать адрес SMTP server, заполнить стандартную форму (что это за товар или сервер, кто его владелец и т. п.), выбрать адресатов из прилагаемого списка и кликнуть левой кнопки мышки на кнопке "Отправка". Конечно, далеко не каждое печатное издание или радиостанция заинтересуется вашим сообщением, однако даже суровые законы статистики говорят, что чем больше выборка, тем выше шансы на успех, тем более если и сам пресс-релиз будет написан ярким и живым языком.

AddWebb 2,57

К сожалению, на рассылке пресс-релизов продвижение Web-сайта не заканчивается. Вам еще предстоит "залинковать" свою страничку к поисковым машинам, а также многим другим бесплатным ресурсам сети Internet. В этом вам с удовольствием поможет программа AddWebb, созданная компанией Cyberspace HQ.

Фактически AddWeb представляет собой программного робота, который, как верная и умная собака, действует практически автономно. Эта программа собирает данные о вас и вашем сервере, а затем автоматически передает их в соответствующие инстанции, занимающиеся сбором и упорядочиванием информации о глобальной сети. Чтобы вы лучше представили себе, зачем вам нужен подобный робот, рассмотрим следующую ситуацию. Зайдите на страничку любой поисковой машины, например Altavista, а затем вручную подсоедините к ней свой сервер. И не забудьте засечь время, которое уйдет на заполнение и регистрацию всех необходимых форм. Предположим, что вы затратили всего 5 минут - ну не пустяк ли? А теперь умножайте 5 минут на 1500 (это примерное количество всех информационных систем в Internet)... Даже если предположить, что вы будете заниматься подобной работой по 8 часов в сутки, вам потребуется примерно 3 недели, чтобы вручную записаться на все поисковые машины и порталы. AddWebb же справится с этой задачей за считанные минуты или часы. Так зачем же столь бесцельно тратить драгоценное время, если компьютерная программа справится с этим заданием гораздо лучше?

Мало того, AddWebb не только оставит информацию о вашей страничке везде, где это только возможно (авторы потратили немало времени на создание весьма подробной базы соответствующих ресурсов, да еще и выкладывают на своем сервере ежегодичные обновления), но и составит отчет об успехах вашего сервера. В дальнейшем при помощи все той же программы вы сможете оптимизировать страничку, чтобы повысить ее посещаемость!

Научиться работать с программой очень просто. При первом запуске заполните необходимые поля.

Во-первых, укажите установки рroxy-сервера, если таковой имеется в наличии. Если вы действительно находитесь за proxy-сервером, укажите в соответствующих меню имя сервера, номер порта, логин пользователя и пароль.

Во-вторых, AddWebb очень плотно работает с электронной почтой, например, часть отчетов о работе программы высылается именно по почте, иногда информация о вашей страничке также высылается по e-mail, а не посредством протокола HTTP. Не забудьте правильно указать параметры своего сервера SMTP. Кроме этого следует заполнить поля "исходящий адрес", "имя адресата" и "тема сообщения", которые будут указываться во всех письмах, отправленных AddWebb.

Также весьма важным параметром является величина Timeout HTTP after how many seconds. Этот параметр показывает, как долго AddWebb должна ждать, прежде чем отсоединиться от поисковой машины. По умолчанию указана величина в 120 с, однако, вполне возможно, что из-за нашей постоянно плохой связи вам придется увеличить это число. Стоит также учитывать, что чем больше одновременных соединений проводится, тем меньше данных передается по каждому виртуальному каналу. Например, если вы сидите на модемном соединении со скоростью 33,6 Кбит/с и пытаетесь одновременно отправить данные на 60 серверов, на каждый канал придется всего по 0,5 Кбит - с такой скоростью и за 120 с можно не успеть.

К счастью, количество одновременных доступов можно варьировать путем установки различных значений (от 1 до 100) в поле Threads. Скажем, вы пытаетесь "достучаться" до 10 поисковых машин, а величина threads равна 5 - в этом случае AddWebb начнет одновременно рассылать данные по 5 адресам и перейдет к следующей пятерке лишь после того, как покончит с первой. Благодаря такой гибкой системе настроек, программа AddWebb и работает так быстро. Поэкспериментируйте с вышеописанными параметрами, конкретные значения зависят лишь от ваших нужд и качества связи. Не стоит слишком убыстрять процесс: при некачественных линиях часть данных обязательно затеряется по дороге к цели. Не зря ведь говорят, что тише едешь - дальше будешь.

Еще одной приятной особенностью описываемого продукта является то, что он не только умеет быстро и качественно соединяться с поисковыми машинами, но и обладает "псевдоаналитическими" способностями и может оптимизировать вашу страничку, отформатировав ее в соответствии с международными стандартами открытых систем. После того, как поисковая машина получит информацию о новом сайте и ссылку на нее, она практически сразу же отправит по ее следу электронного паука или так называемого спайдера, задачей которого является проверка и систематизация информации о недавно полученном ресурсе. Паук будет ползать по вашей страничке, "читая" ключевые слова и исследуя все ссылки (даже если они не локальные, а ведут во внешний мир).

Поэтому очень важно оказать "спайдеру" всяческую помощь, окружить его заботой и вниманием. Так как это все-таки бездушная программа, ведомая электронным инстинктом, она не обладает развитым интеллектом и всего лишь ищет специальные метки или метатеги, среди которых можно выделить два наиболее важных типа. Называются они "Ключевыми словами" и "Описаниями" (Keywords и Description). Как только присланный "паук" попадает на искомую страничку, он пытается найти эти метки, которые являются классификаторами странички (о том, как составлять их, см. на врезке). Если же их нет, программа пытается самостоятельно оценить данные, расположенные на сервере. К сожалению, при отсутствии метассылок оценка эта часто оказывается ошибочной, а вот этого нам совсем не надо: думаю, никто не обрадуется, если его страничка, посвященная автомобилям, попадет, в рубрику "детские игрушки". Встроенный Pagebuilder поможет вам расставить нужные метки, единственное, что вам нужно сделать - заполнить соответствующую форму, которая в дальнейшем будет использоваться в качестве шаблона. При этом совершенно неважно - создаете ли вы сервер с нуля или он уже давно работает, Page Builder вставит метассылки без какого-либо ущерба для сформированного ранее контента.

WebPosition FirstPlace Software 3,83

Предположим, вы успешно справились с предыдущими стадиями длительного и утомительного процесса продвижения вашего сервера. Вы разослали пресс-релизы и присоединились к глобальной поисковой системе. Что делать дальше? Ответ прост - оптимизировать работу сервера, чтобы обеспечить наибольшее количество посетителей. Наверняка вы не раз сами пользовались услугами поисковых машин или различными Top­100 ресурсами Internet. Вполне очевидно, что в выигрыше оказываются лишь те, чьи серверы занимают верхние строчки в списках ответов на запрос. Остальные неизменно проигрывают в бесконечной гонке за "хитами". Как можно повысить свои шансы на успех и "заставить" поисковые машины чаще выдавать URL вашего сервера в ответ на тот или иной запрос? Что ж, есть решение и у этой задачи.

WebPosition Gold как раз и есть та волшебная программа, которая занимается вопросами оптимизации. WebPosition - мультизадачный пакет, состоящий из нескольких блоков, решающих конкретные задачи.

Page Generator создает "заглавную страничку" вашего сервера, в которую заносятся ключевые слова и любые другие важные, на ваш взгляд, данные.

Page Critic генерирует умные советы по оптимизации уже существующих страничек. Он "знает" как подобраться к той или иной поисковой машине, чтобы обеспечить быстрое продвижение вашего виртуального сервера вверх по Top-листам.

Page Editor быстро и качественно модифицирует страничку в соответствии с представлениями Page Critic при помощи встроенного HTML-редактора, а Upload Manager отвечает за своевременную подгрузку страничек на сервер.

Submitter "возглавляет" отдел рассылки данных. При этом "местный" Submitter отличается от похожих программ высокой степенью защиты от различных неприятных происшествий: не дает вам "спамить" поисковые машины, следит, чтобы линки с информационными ресурсами постоянно обновлялись и т. д.

Reporter постоянно курирует ресурсы Internet и выясняет текущие позиции вашей странички в разнообразных списках и Top.

Scheduler в соответствии со своим названием планирует запуск Reporter, чтобы вы не отвлекались на рутину, единожды задав параметры проверок.

И, наконец, Traffic Analyzer отслеживает поток посетителей и сообщает, откуда они пришли, с какой именно поисковой машины приходит большее количество людей, и по каким ключевым словам они попадают на вашу страничку.

Рассмотрим работу с WebPosition по шагам. Первое, что вам надлежит сделать, - запустить модуль под названием Reporter, чтобы проверить, насколько высок рейтинг вашего сервера. При этом вы можете указать различные комбинации ключевых слов, которые, по вашему мнению, наиболее полно характеризуют страничку. Вполне возможно, что пользователи Internet задают поиск по совершенно иным параметрам. Скорее всего, после первого запуска Reporter вы получите весьма низкие результаты, однако не отчаивайтесь: все еще впереди. В дальнейшем регулярно запускайте Reporter (можно соответствующим образом настроить Sheduler), чтобы непрерывно отслеживать рейтинг сервера. Очень важно вовремя узнать о падении рейтинга для быстрого исправления положения.

Как только Reporter закончит работу, вы поймете, какие именно ключевые понятия и слова вам следует оптимизировать, чтобы попасть в верхнюю десятку сайтов. Запустите Page Generator, чтобы создать правильную заглавную страничку. Разобраться с мастером "генератора" не сложно - просто следуйте инструкциям. Результатом работы этого модуля будет появление "правильной" с точки зрения поисковых машин заглавной странички, на которой будут расположены все необходимые HTML, теги и метатеги. К сожалению, внешнее оформление этой странички оставляет желать лучшего, поэтому постарайтесь оживить ее вручную: вставить свой логотип или симпатичную картинку.

После того, как вы создадите новую заглавную страничку для вашего сервера, программа предложит вам запустить следующий модуль - Page Critic. Не стоит отказываться, проделайте все необходимые операции, поскольку это один из важнейших шагов работы WebPosition. Page Critic автоматически проанализирует содержимое всех страничек сервера и выдвинет несколько предложений по их улучшению с точки зрения продвижения. При этом советы будут сразу двух типов: краткая справка на простом и понятном английском языке и усложненный отчет с массой различных технических спецификаций. Прочтя предложения, вы можете сразу же запустить встроенный редактор HTML и внести изменения, с которыми вы согласны. После этого советую вновь запустить "критика" и проверить результаты: скорее всего, программа будет довольна корректурой, однако лишняя проверка никогда не помешает. Замечу, что для большинства поисковых машин количество и расположение ключевых слов на страничке играет первостепенную роль. Поэтому, если ваша страничка повествует о компьютерных играх, не забудьте в каждом втором абзаце использовать термин "игры", однако постарайтесь все же помнить о правилах стилистики и избегайте тавтологии. Никто не будет интересоваться сервером, состоящим лишь из одних ключевых слов.

После того, как вы покончите эксперименты со страничками, не забудьте "залить" обновленные версии, иначе грош цена вашим стараниям. Запустите Upload Manager, который, в свою очередь, загрузит ваш любимый FTP-клиент или, к примеру, FrontPage, если вы пользуетесь именно им.

После обновления сервера внесете все необходимые изменения - запустите Submitter, чтобы поисковые машины наконец-то узнали о вашем существовании. Естественно, их прозрение произойдет не мгновенно: на это потребуется от нескольких часов до нескольких недель, в зависимости от индивидуальных настроек конкретных порталов и их текущей загруженности. Так как WebPosition хорошо "разбирается" в настройках наиболее известных поисковых машин, благодаря встроенной базе данных, программа автоматически произведет соединение нужное количество раз, чтобы не засорять виртуальный эфир лишними данными. По завершении работы модуля Submitter вы получите внушительных размеров отчет: когда и какой реакции вам следует ждать от тех или иных ресурсов Internet. Через пару дней вновь запустите Reporter, чтобы проверить ваши успехи: появились ли новые ссылки на ваш сервер, используются ли они.

Последним вашим шагом должно стать обращение к Traffic Analyzer, который знает почти все ответы на вопросы: "Сколько новых посетителей зашли на мою страничку, и где они нашли ссылку на мой сервер?". Данный модуль прицепит к каждому фрейму невидимых разведчиков, которые денно и нощно будут собирать и накапливать статистическую информацию, обработав которую, вы поймете, что вам удалось, а что нет. Постарайтесь разобраться, почему одни ключевые слова оказались востребованными, а другие - нет. Может быть, стоит что-то поменять, каким-либо образом повлиять на текущий трафик?

FastStats

Сбор статистических данных - весьма важный аспект в маркетологических исследованиях. Чтобы знать, что хотят ваши посетители, вы должны четко представлять, кто они, откуда пришли и каковы их намерения. Собрать всю информацию о пользователях Internet очень сложно, если вообще возможно, однако некоторые доступны для анализа. Небольшая часть этих данных исследуется программой WebPosition, однако существует и более специализированный "софт". Достаточно ярким представителем семейства "сборщиков статистики" является программа FastStats.

Каждый раз, когда на сервер приходит посетитель, информация о нем заносится в "журнал". Различные серверы записывают разные данные, однако, почти всегда регистрируются следующие:

  • IP-адрес пользователя;
  • время и дата обращения к серверу;
  • информация о запрошенной ссылке, Java-апплете или файле;
  • размер запрошенного файла;
  • код ошибки (например, всем более или менее известна такая фраза: HTTP status code: "404 file not found (файл не найден)".

Чуть реже в "логи" попадает и информация о типе используемого броузера и операционной системы, адрес, с которого пользователь вышел на ваш сервер и т. д. Как вы сами понимаете, размер журнала обычно превышает десятки или даже сотни мегабайт, поэтому вручную просеять эти данные практически невозможно. К примеру, страничка, которую посещают 2-3 тыс. человек в месяц, оставляет за собой примерно 25 Мбайт журнального мусора, а программа FastStats позволяет анализировать файлы примерно со скоростью 80-100 Мбайт в минуту, что выгодно отличает ее от более известных пакетов - WebTrends и HitList.


Окно настройки сбора статистики программы FastStats.

Как работать с FastStats? Да очень просто. Во-первых, нужно достать эти самые файлы с журналами. Если вы владелец виртуального сервера, позвоните провайдеру - случаев, когда поставщик услуг Internet отказывался дать доступ к этой информации, я не знаю (тем более, что при малейшем неудовольствии его работой, можно сразу же переметнуться к другому). Поэтому вам наверняка сообщат пароль, открывающий доступ к технической информации. Ее вид во многом зависит от предпочтений "хозяина", но, так или иначе, выглядеть она должна примерно так: httpd_access.* или www_logs.ДАТАВРЕМЯ.


Окно генерации отчетов FastStats.

Если же вы сами содержите Web-сервер, то ситуация только облегчается: FatsStats поддерживает почти все "журнальные" форматы, включая: IIS 3.0, IIS 4.0, Apache, NCSA, Netscape, O'Reilly.

Так или иначе, log-файл окажется у вас на винчестере. Теперь запустите программу и войдите в меню Report List. Кликните на Add Reports и проделайте все требуемые операции, заполните соответствующие поля. Укажите путь к "журналам", а в конце кликните левой кнопкой на пункте Generate Report. В любой момент можно вызвать подсказку, так что проблем не должно быть. Где-то через минуту-две FastStats выдаст вам окошко с огромным количеством данных о ваших посетителях. Вполне возможно, что и после автоматической сортировки вам будет сложно впитать такое количество информации, поэтому не забудьте про гибкую систему фильтров, коих в программе не мало. Полученные данные можно отфильтровать по имени домена, IP-адресам, по запросам к определенным файлам, по датам (периодам), дням недели, времени, операционной системе и типу броузера и другим параметрам. Таким образом, в результате вы получите интересующую вас информацию, реализуете "обратную связь", которая поможет вам понять, что у вас в порядке, а что надо переделать или улучшить.


А так выглядит собранный отчет, данные в котором сгруппированы.

Однако, несмотря на обилие различных утилит и программ, призванных облегчить продвижение вашего сайта, главным критерием успеха является именно востребованность Internet-сервера. Если ваша страничка сама по себе никому не интересна (например, вы пытаетесь рекламировать заведомо ненужные товары), то никакие ухищрения вам не помогут. Вы можете "залинковать" свой сервер с любым количеством поисковых машин, сколь угодно долго оптимизировать внешний вид фреймов и густо пересыпать контент ключевыми словами - популярности вам все равно не добиться. Все вышеописанные программы окажутся полезными лишь в случае, если ваш сайт действительно представляет интерес для пользователей, поэтому хорошенько все обдумайте и взвесьте, прежде чем начинать "раскрутку".

Уважаемые читатели, данная статья совершенно не претендует на "сверхподробность" или особенную информативность, к сожалению, тема "продвижения Web-сайта" слишком обширна, чтобы ее можно было целиком и полностью рассмотреть в рамках одной журнальной публикации. По этой теме выпущены сотни толстых книг, написаны десятки учебников. Мы постарались дать лишь конкретные практические советы, основанные на использовании определенных программных продуктов. Естественно, вышеперечисленные программы далеко не единственные на рынке "софта", в щедрых недрах глобальной компьютерной сети найдется несколько дюжин похожих продуктов. Если вы зададите поиск по ключевым понятиям "сетевой маркетинг" или "web promotion", вы получите десятки тысяч ссылок. Любой из серверов, с которого можно скачать бесплатные, условно-бесплатные или trial-версии различных утилит, просто ломится от "промоушн" софта. Вполне возможно, вы найдете программы, которые покажутся вам более профессиональными или, к примеру, удобными. "Ищущий да обрящет", поэтому воспринимайте данную статью лишь как руководство начинающего бойца и никогда не останавливайтесь на достигнутом.

ПАСПОРТА ПРОГРАММ
Название Производитель Тип Размер Оценка
JOC Press Release Jose Olive Civit Условно-бесплатная 0,87 Мбайт Оч. хорошо
AddWebb CyberSpace HQ Trial-версия 2,57 Мбайт Отлично
WebPosition   Trial-версия 3,83 Мбайт Отлично
FastStats FirstPlace Software Условно-бесплатная 1,5 Мбайт Оч. хорошо

 

Автор: Николай Барышников

© журнал принадлежит Web Creation
по всем вопросам обращаться А. Кузьмин