Что такое дизайн
Как и обещал – статья по дизайну. В этой статье вы узнаете о том, что настоящий
веб-дизайн немыслим без знания flash'а, и научитесь правильно использовать тэг
<a href=>.
Шутка.
Начать, думаю, следует с определения, что же такое «дизайн». Обратимся,
как говорится, «к первоисточнику». Англо-русский словарь дает такое
определение:
design
1. существительное
1) замысел, план
2) намерение, цель
3) замысел (тайно вынашиваемый план); мн. умысел, интрига (on, against)
4) чертеж, эскиз, набросок; рисунок, узор
5) модель, шаблон; лежащая в основе схема; композиция
6) дизайн
2. глагол
1) задумывать, придумывать, разрабатывать; замышлять
2) предназначать (a book designed primarily as a college textbook — книга, предназначенная
преимущественно в качестве учебника для колледжей).
3) проектировать; конструировать
4) делать эскизы, наброски, создавать узоры и т. п.
«Мегаэнциклопедия» на km.ru дает следующее определения дизайна:
ДИЗАЙН (от англ. design замысел, проект, чертеж, рисунок), термин,
обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование
эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн
– художественное конструирование.
Ну а «художественное конструирование» – это «вид художественной
деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами».
Словарь Ожегова пишет о дизайне вот что:
ДИЗАЙН, а, м. Конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное
на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты.
Артемий Лебедев говорит о дизайне следующее:
«... дизайн, это образ жизни и мысли – дизайнер, вопреки превратному
представлению большинства, не только пиксели по экрану гоняет и не только мышью
водит по столу. Он делает из хаоса порядок. Он владеет умами. Он создает настроения...»
Все правильно. Но не конкретно. На DeusExMachina есть даже отдельная статья,
которая так и называется – «Что
такое дизайн». Очень правильная статья.
Можно поспрашивать поисковые машины – что
же такое дизайн.
Миша Галушко говорит:
Дизайн – это круглая сковородка.
И он прав, но об этом – ниже.
Итак, что же все-таки такое этот «дизайн?»...
«Дизайн – это умение рисовать такие загогулины, чтобы пользователь,
зайдя на сайт, обязательно воскликнул: «Wow! Этот чувак явно крут в Фотошопе!»»
Кто-то не совсем правильно, верно? Поэтому многие пользуются для себя другим
определением:
«Дизайн – это умение рисовать такие загогулины, чтобы пользователь,
зайдя на сайт, обязательно воскликнул: «Wow! У этого чувака явно нет проблем
с воображением, а скорее наоборот!»»
Зачем они это делают – я опишу позже, а пока – моя формулировка, что же такое
дизайн.
Дизайн – конструирование вещей таким образом, чтобы ими было удобно, легко
и приятно пользоваться по назначению и (практически) невозможно не по назначению.
(С) Spectator. И можете меня цитировать!
А теперь – буду обосновывать каждое слово. Чтобы не придрались. «Конструирование».
Можно использовать «создание», «проектировка» и другие
синонимы. То, что дизайн – это создание, думаю, объяснять не надо. Слово «вещь»
здесь играет роль собирательного понятия. «Вещью» может быть и сайт,
и молоток. Кому не нравится – может использовать слово «сущность»,
например. То есть дизайн – это создание сущностей.
Теперь надо описать характеристику создания сущностей, ибо не каждый процесс
создания можно назвать дизайном. Прежде всего, у дизайна есть цель. Четкая, прагматичная
цель: сделать так, чтобы вещь работала по назначению, то есть выделить
существенные для работы признаки. Выделить их таким образом, чтобы они
были очевидны и «принуждали» пользователя поступать именно так, а
не иначе.
К примеру, молоток. Выделяем признак, необходимый для качественной работы:
способность забивать гвозди. Замечательно. Значит то место, каким молоток бьет
по гвоздю, должно быть твердым и ровным. Логично? Вполне. Берем железную болванку.
Гвозди ей уже забивать можно, но все еще не совсем удобно. Добавляем рычаг – рукоятку.
Так значительно лучше. Минимум выполнен. А вот все, что идет за минимум и направлено
на дальнейшее повышение удобства пользования – как раз то самое, что отличает
хороший дизайн от плохого. Можно, например, поместить на рукоятку в некоторых
местах резиновые полоски, чтобы рука не соскальзывала. Это будет дизайном. Можно
сделать бьющую часть молотка из золота. Это дизайном не будет. Не потому, что
золота жалко, а потому что золото – металл мягкий и такой молоток долго не продержится.
Тем не менее, я написал «удобно, легко и приятно пользоваться».
В понятие «приятности» входит в том числе и эстетическая красота.
Согласитесь, просто приятней держать в руках молоток, металлические части которого,
например, хромированы, а не просто являются черными железками. На такой молоток
приятней смотреть и другим не стыдно показать.
«...формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды»
– это как раз и есть то, что я перечислил. Формирование функциональных качеств
– это выделение значимых признаков, необходимых для работы предмета, (удобство
и легкость пользования) а формирование эстетических качеств – это создание «приятности»
пользования предметом.
«...и (практически) невозможно не по назначению» – здесь я имел
в виду «понятный» дизайн. Кнопки должны вожделеть, чтобы на них нажали.
Они должны всем своим видом показывать, что они – кнопки. (Смотри пример ниже).
Нормальный текст должен всем говорить: «я – нормальный текст! меня нужно
читать!», а ссылки – «мы – ссылки! видите, как мы выделяемся? это
неспроста!». Сlick here, как говорится. Идеальный дизайн – это такой дизайн,
при котором вещь, попав к вам в руки, «сама по себе» занимает удобное
положение и вы уже «знаете» – чисто на уровне ощущений – что с этим
предметом делать.
Миша Галушко говорит:
Дизайн – это круглая сковородка.
Вот именно это оно и есть. Треугольная сковородка – это не дизайн. Это извращение.
Совершенно замечательная статья: User
Interface Design for Programmers. То есть «Дизайн пользовательского
интерфейса для программистов». На самом деле там описывается дизайн интерфейсов
«вообще». Я прочитал на одном дыхании. Да, все на английском, но на
довольно простом уровне. Не примитивно, а скорей наоборот. Но язык простой и понятный.
Чувство юмора опять же – просто замечательное. Мне ни разу не пришлось лезть в
словарь. В общем, это один из немногих текстов, который мне тут же захотелось
перевести на русский язык. Может быть как-нибудь и переведу, хотя зачем? В оригинале
вполне удобноваримо.
Всем дизайнерам – ознакомиться в обязательном порядке.
Следующий пример я нагло утащил оттуда. Вот он:
Наглядная иллюстрация неправильного дизайна. Красиво? Может быть. Но неудобно:
сбивает пользователя с толку. «Go» и «Log on» – кнопки,
и это видно сразу. Что касается «sitemap» и «help», то
поначалу эти надписи не воспринимаются, как кнопки. Когда же до пользователя доходит,
что на них можно нажать, он обязательно попытается кликнуть и на надпись «quotes»,
не являющейся кнопкой.
ИТОГО.
Есть некий предмет, который должен работать так, как планирует дизайнер. Цель
дизайна – заставить предмет работать нужным образом с наибольшей эффективностью.
С этой точки зрения становятся совершенно понятными сайты «дизайнеров».
Есть такие сайты, принцип которых:
«Дизайн – это умение рисовать такие загогулины, чтобы пользователь,
зайдя на сайт, обязательно воскликнул: «Wow! У этого чувака явно нет проблем
с воображением, а скорее наоборот!»»
Но и тут все верно. ЦЕЛЬ такого сайта – показать всем: «Смотрите! Я дизайнер!
Я крут!». Именно для этого и нужен «навороченный дизайн» – он
осуществляет поставленную цель.
Уточнения.
Вот такие добавления от Александра Ларьяновского:
|
 |
 |
From: Alex Laryanovsky
To: Spectator
> Идеальный дизайн – это такой дизайн, при котором вещь, попав к вам
в руки, «сама по себе» занимает удобное положение и вы уже «знаете»
– чисто на уровне ощущений – что с этим предметом делать.
Нет, Дим, это не идеальный дизайн. Это «хороший нормальный дизайн».
Как круглая сковорода. А «идеальный дизайн», это когда сущность «выглядит»
как нечто уникальное и особенное, а при использовани столь же проста и удобна,
как и без «идеального дизайна», но с «обычным».
И еще – ты, Миша, еще МНОГО человек понимают, где грань между функциональностью
и дизайном. Более того, и ты тоже про это писал много раз. Но в этой статье ты
не четко отделил зерна от плевел и, мне кажется _не_все_ читатели сходу поймут
разницу, тем более что «треугольная сковородка» – это функциональность.
|
Действительно, я как-то не совсем четко это обозначил. Исправляюсь: идеальный
дизайн – это максимальное удобство использования плюс определенная доля эстетики,
то есть «когда сущность «выглядит» как нечто уникальное и особенное»,
НО! только когда это не идет в ущерб удобству.
Я дал такое определение дизайну: «Дизайн – конструирование вещей таким
образом, чтобы ими было удобно, легко и приятно пользоваться по назначению и (практически)
невозможно не по назначению». Просто я мало акцентировал на слове «приятно».
Ведь приятность использования – это не только удобность, я ведь специально написал
«удобно И приятно». Может быть удобно – и неприятно одновременно.
Ну, бывает такое, хотя и редко. Ну а в «приятность» и входит уникальный
внешний вид и прочее.
Но еще раз говорю: сначала надо сделать «хороший нормальный дизайн»,
что само по себе уже очень много, ибо мало кто сможет сделать хотя бы это. А уже
потом – постараться его не испортить уникальным внешним видом. Это самое сложное.
На сегодня о дизайне – все. Жду ваших отзывов. Если интересно – я продолжу
и следующая заметка будет на тему «Почему нельзя тырить чужой дизайн».
Автор: Дмитрий Смирнов
Информация взята с сайта Spectator