Повесть о логотипах вообще
и шрифтах в частности...
Если вы серьезно подошли к первому шагу создания стиля, а именно определению
его концепции, то в общих чертах вы уже знаете, каким должен быть логотип. Повторяю,
в общих чертах. То есть вы уже знаете, какую вашу мысль он должен выражать, какими
качествами он должен обладать. Логотип может быть солидным, серьезным, легким,
игривым, классическим или underground, что в данном случае является синонимом
к "альтернативный". То есть нарушающий всякие стандарты построения логотипа
(но не синонимом "коверкание шрифта"). Тут мерой является ваш художественный
вкус. Концепция определит в общих чертах даже группу шрифтов, которые могут быть
для этого использованы.
Затем вы начинаете тщательно изучать графемы, использующиеся в логотипе. Что
это? Это буква, символ, знак, но не в плане значения или звучания, а то, как выглядит
символ. Ну, к примеру, в графемах Р и Ь очень
много общего, хотя по звучанию нет ничего даже рядом... Так же графемы С
и Э. Ну и другие... Например, программы распознавания текстов
в своей основе содержат алгоритмы идентификации графем.
Каждая графема (а следовательно, и весь шрифт) состоит из элементов. Те же
Р и Ь, Ы содержат два основных
шрифтовых элемента, а в Я добавлен еще один. Вот именно эти элемнты
и являются основой для создания логотипа, определяют ритм начетания, его структуру.
Например, слово РЫБЫ :o) по направлению движения взгляда по элементам уже содержит
некоторое "ныряние в глубину".

Это та часть логотипа, которой вы не можете управлять, но которую можете изменять
с помощью шрифта. Компьютер позволяет подставлять шрифты в готовое слово, подбирать
нужный шрифт. Выбранный вами шрифт должен не только отражать вашу концепцию, но
благополучно выглядеть в данном графемном начертании, имеющем свой внутренний
ритм. Элемент, выделенный красным, напоминает рыбью чешую... этим можно воспользоваться...
Ну и стойки также образуют определенный ритм. Стоит поискать шрифт, в котором
эти свойства будут максимально выражены... Плюс цвет, используемый в стиле и логотипе.
В данном примере вряд ли будет уместен красный цвет...(потому как рыба - это не
совсем мясо...)
Не всегда стоит искать в логотипе "чешую" буквально. Для художественного
восприятия логотипа важен образ, может быть, метафора, заложенная в логотипе.
В логотипе ЛОГОС (см. прошлый выпуск) я следовал логической цепочке ЛОГОС-СЛОВО-МЫСЛЬ-МУДРОСТЬ
и превратил логотип в некую картинку с логикой СОВА-СИМВОЛ МУДРОСТИ (не путать
с моим личным логотипом, в который заложен несколько иной, более личностный смысл).
Иногда логотип может представлять достаточно абстрактную картинку, но, тем не
менее, каждый должен суметь прочитать слово, заложенное в логотипе (поскольку
речь в данном случае идет не о товарной марке, знаке обслуживания или символе).
© The Washigton Post
В лого газеты Вашингтон Пост использован староанглийский шрифт с целью придания
газете образа традиционного стабильного издания. И хотя газета американская, но
ощущение английских традиций ( а это в первую очередь консерватизм в хорошем смысле
слова - неизменность своих политических и социальных взглядов, что является уже
частью имиджа газеты). И это художник смог передать через шрифт в логотипе...
Может возникнуть ощущение, что этой газете уже несколько сотен лет. Можете сравнить
это с применением нашей отечественной "Ижицы" для создания стиля "под
Хохлому"...
Часто логотип выполняется простым шрифтом для более быстрого и четкого прочтения,
а для создания индивидуального образа к нему в блок добавляется знак обслуживания
(иногда символ).
© VERITAY TECYNOLOGY. INC.
Иногда используется совмещенный вариант с применением рисунка прямо на логотипе,
или какой-то текстуры.
© SUN
В данных примерах я умышленно не даю фирменный цвет логотипа, дабы не отвлекать
от основной мысли статьи.
По своей сути логотип - это не столько слово, сколько уже изображение. Поэтому
вполне допустимы и активно используются приемы активного и отрицательного кернинга,
ну и вообще более свободное использование символа как средства графики.
© Mr De Sign 1995
Следующим моментом в практике разработки логотипа является учет "зрительной
зоны" символов и вытекающее отсюда композиционное равновесие логотипа. В
свое время масса художников из сферы наглядной агитации (был такой способ рекламы
КПСС) использовали при написании шрифтов равномерную разметку, не учитывая вот
эту самую визуальную зону, не учитывая "открытость" знаков и психологию
восприятия.
Например, символы С, Е, Г, Р "открыты" в правую
сторону, а З, Э, Я - в левую. Есть и симметрично "открытые"
знаки - О, Ш, Н, П, хотя по логике их лучше назвать закрытыми
симметрично. Мы читаем слева направо, и психологически это направление является
для нас комфортным. Ну и понятно, что взгляд скользит на "открытых вправо",
и тормозит на "открытых" влево... Что дает нам удобство или дискомфорт
восприятия.

Пример визуальной зоны воздействия символа...

Я думаю, все понятно из примера. Это особенно актуально при применении ручной
графики и фотонабора. В компьютерных шрифтах (фонтах) это обстоятельство во многом
учтено, но контролировать начертание логотипа на сей предмет все таки нужно...
Пример растягивания символов и кернинга.
1. Нормальный вид

2. Клинический случай растягивания шрифта

3. Нормальный прием употребления кернинга без "мордования" шрифта.

Этот момент настолько проник в нашу жизнь (откройте "Комок", "Сегодняшнюю
газету" или "Всем! Всем! Всем!"), что комментарии излишни...
© Виктор Вязьминов (MrDeSign)
Информация взята с сайта MrDeSign